группа "Лучик", МАДОУ ЦРР - д/с №21 "Надежда", Московская обл., г.Ступино
ООД «Воздух и его свойства» старшая группа
22 ноября [пт]
ООД «Воздух и его свойства» в старшей группе
Подготовила: Бусолаева Е.В., воспитатель первой квалификационной категории
Цель: Расширить знание детей о воздухе, его свойствах, роли.
Задачи: Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Демонстрационный материал: Ведерко с водой, стакан. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы и т. д.
Раздаточный материал: Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, губки, соломинки. Ход ООД: Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение: Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет: Он плывет себе в волнах На раздутых парусах. Воспитатель: Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.) А я слышу шелест и представляю, как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.) Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным? Дети: В нем спрятался воздух. Воспитатель: Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное, какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете? Дети: Винни-Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч. Воспитатель: А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему? Дети: Один шарик заполнен воздухом, а другой нет. Воспитатель: Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт. 1 опыт. Воспитатель: Ребята, вы видите воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух? Вывод: Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение. 2 опыт. Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.) Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. 3 опыт. Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей.) Вывод: Значит Воздух есть и вводе. 4 опыт. Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели? Дети: Пузырьки. Воспитатель: Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух – легкий, он поднимается вверх. Вывод: Значит воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане. 5 опыт. Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.) Берем стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели? Дети: Появляются пузырьки. Вывод: Значит мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Воспитатель: Летунчик помог нам обнаружить воздух и хочет узнать. Что вы нового узнали о воздухе? (Ответы детей.) Воздушный шар приглашает нас в путешествие по воздуху. Давайте отправимся. Физкультминутка Мы по воздуху летим На воздушном шаре. Все увидеть мы хотим Головою повертим. А потом присядем На носочки встанем Воспитатель: Ребята, мы с вами летим, а как мы нужно правильно дышать? Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Летунчик советует только носом. (Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал? Дети: В нос. Воспитатель: Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух? Дети: Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений. Воспитатель: Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику. 1 упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И.п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох. 2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. (4-5раз) 2 упражнение. Тихо-тихо мы подышим. Сердце мы свое услышим. 1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширятся. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек. 2-плавный выдох через нос. (2 раза) 3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей Добро делать для людей. 1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох) 2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х. (4-5раз) Воспитатель: Молодцы! Воздушный шарик считает, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.) Игра «Узнай по запаху» Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему? Дети: Нос закрыт. Воспитатель: А теперь уберите руки, чувствуете? (Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.) Значит по воздуху распространился запах, и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? Где они растут? (Ответы детей.) В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм. Шарик Летунчик приглашает путешествие дальше. У него есть хороший друг, а угадайте вы его разгадку. Я березку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать? Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.) Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.) Воспитатель: Сильный ветер – это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети: Они ломают, рвут, уносят. Воспитатель: А еще ветер помогает нам. Как Летунчик считает, что ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как? Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться. Воспитатель: Посмотрите, мы пролетаем над городом. (Показывает картину города, где заводы и автомобили.) Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище? Дети: Сажать деревья, растения, не мусорить. Воспитатель: Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой. А вот и наш садик. Спасибо Летунчику за полезное путешествие. Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать? Молодцы. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.