группа "Лучик", МАДОУ ЦРР - д/с №21 "Надежда", Московская обл., г.Ступино
ООД для родителей «В гости к хозяйке луга» средняя группа
28 апреля [вс]
Открытое занятие для родителей «В гости к хозяйке луга» в средней группе
Подготовила: Бусолаева Е.В., воспитатель первой квалификационной категории Павлова М.С., воспитатель первой квалификационной категории
Цель: Обобщить представления детей о природе, разнообразии насекомых.
Задачи: - Закрепить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. - Учить сравнивать разных насекомых, находить общие и отличительные детали в их строении. - Учить наследовать звуки насекомых (например: жужжание пчелы, стрекотание кузнечика и т.п.). - Упражнять в умении разгадывать загадки, рассказывать заклички. - Учить детей анализировать, делать выводы, обобщения, предположения. - Учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения. - Воспитывать потребность в общении с природой, бережное отношение к насекомым. - Создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом.
Словарная работа: муравейник, улей, соты.
Интеграция областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: Чтение художественной литературы И.Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка», К.Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.; беседы с детьми о насекомых; заучивание закличек; разгадывание загадок о насекомых; дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто что умеет делать», «Собери картинку»; пальчиковые игры, подвижные игры.
Материал к ООД: - картинка с изображением насекомого на каждого ребёнка; - доска; - картинки: муравейник, улей, соты; - стрекоза; - магнитофон; - CD запись «Звуки природы»; - бумажные цветы; - игрушечные насекомые: кузнечик, божья коровка, пчела, бабочка; - бумажные божьи коровки; - корзинка; - картинки-раскраски с изображением насекомых; - угощение. Ход ООД: I Вводная часть: Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком на столе лежит картинка, перевёрнутая изображением вниз. На картинках изображены насекомые — у каждого ребёнка своё насекомое. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. Дети: Бабочка. Воспитатель: Дети, переверните свои картинки. У кого на картинке изображена бабочка? Принесите её мне. Ребёнок отдаёт педагогу свою картинку с изображением бабочки, и тот размещает её на доске. Воспитатель: Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветочком? Дети: У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку: Хлопотлива и смела Медоносная... Дети: Пчела. Воспитатель: У кого из вас на картинке изображена пчела? Принесите её мне. Ребёнок приносит картинку с изображением пчелы. Воспитатель: Какого цвета пчела? Дети:Туловище пчелы полосатое — с жёлтыми и чёрными полосками. Воспитатель: А какого цвета крылья? Дети: Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полёте она расправляет крылья в стороны. Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку: Погляди на молодцов: Веселы и бойки. Волокут со всех концов Материал для стройки. Без работы, хоть убей, Жить не может... Дети:Муравей. Воспитатель: Принесите мне картинку с изображением муравья. Чем муравей отличается от пчелы? Педагог обобщает ответы детей: «Муравей чёрного цвета. У него нет крыльев. Муравей очень быстро ползает. Муравьи живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают — строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок». Воспитатель: А вы знаете, как называется домик муравьёв? Дети: Домик муравьёв называется «муравейник». Воспитатель: А как можно назвать одним словом бабочку, пчелу и муравья? Дети: Бабочка, муравей и пчела — это насекомые. Воспитатель: Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах, и скажите, как называются изображённые на них насекомые. Дети по очереди выходят к доске, показывают свои картинки с изображением насекомых и называют их. Педагог вывешивает на доску картинки с изображением насекомых: комара, осы, кузнечика, стрекозы, божьей коровки, мухи и говорит: Дети, назовите насекомых, у которых есть крылья. Для чего насекомым крылья? Дети: С помощью крыльев насекомые могут летать. Насекомые, у которых нет крыльев, могут быстро ползать или прыгать. IIОсновная часть: Воспитатель: Воспитатель показывает детям стрекозу и задаёт вопрос: Кто это? Дети: Это насекомое называется «стрекоза». Воспитатель: Давайте её внимательно рассмотрим. Какие крылья у стрекозы? Дети: У стрекозы тонкие прозрачные крылья. На крылышках много прожилок. Воспитатель: Стрекоза может очень быстро летать. Даже когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы? Дети: У стрекозы четыре крылышка. Воспитатель: У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. К груди крепятся шесть ножек. (Сопровождает рассказ показом.) Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики и рот (челюсти с пилообразными зубами). Стрекоза чаще всего летает около водоёмов. Теперь внимательно посмотрите и скажите, что общего есть у всех насекомых? Дети: У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усики и рот. Воспитатель: Чем насекомые отличаются друг от друга? Дети: У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У всех насекомых разные глаза, усы и рот. Воспитатель: Какие удивительные и разнообразные бывают насекомые! Дети, сегодня нас пригласила в гости Хозяйка луга. Вы хотите пойти в гости? Дети: Да. Звучит музыка. Входит Хозяйка луга, раскладывает на ковре цветы и рассаживает на них игрушечных насекомых. Хозяйка луга: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как много на моём лугу красивых цветов и разных насекомых. Послушайте, какие звуки они издают. Педагог включает CD запись «Звуки природы». Хозяйка луга: Все насекомые в природе нужны, каждый делает своё дело. Я предлагаю вам понаблюдать за их жизнью, но так, чтобы не мешать им. Хотите рассмотреть насекомых поближе? Дети: Да. Хозяйка луга: Чтобы найти насекомых, нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы их не распугать. Искать насекомых нужно осторожно, многие из них зелёного цвета и отыскать их в траве трудно. Дети, посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики? Дети находят кузнечика и передают Хозяйке луга. Она аккуратно берёт кузнечика: Почему мы не сразу увидели в траве кузнечика? Дети: Потому что кузнечик зелёного цвета. Хозяйка луга: Конечно, он зелёного цвета, словно травинка, и поэтому его не сразу заметишь в траве. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. (Показывает задние ноги кузнечика.) У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья? Дети: Да. Хозяйка луга: А какие звуки издаёт кузнечик? Дети: Кузнечик стрекочет. Хозяйка луга: Как кузнечик стрекочет? Дети имитируют стрекотание кузнечика. Хозяйка луга аккуратно «отпускает» кузнечика и спрашивает: Есть ли на лугу божья коровка? После того как дети покажут божьих коровок, Хозяйка луга аккуратно берёт в руки божью коровку и предлагает детям внимательно её рассмотреть. Хозяйка луга: Какого цвета божья коровка? Дети: Божья коровка красного цвета, с чёрными точками. Хозяйка луга: У божьей коровки есть крылья? Дети: Да, у божьей коровки есть крылья. Хозяйка луга: Одни — жёсткие, красного цвета, а другие — мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твёрдыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесёт удачу. Хозяйка луга предлагает детям поочерёдно подержать божью коровку на ладошке. Воспитатель: Хозяйка луга, наши ребята знают заклички про божью коровку. Хозяйка луга предлагает детям рассказать заклички. Затем раздаёт девочкам бумажных божьих коровок. Девочки рассказывают закличку: Божья коровка, Улети на небо, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной! Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне». Хозяйка луга раздает бумажных божьих коровок мальчикам. Мальчики рассказывают закличку: Божья коровочка! Полети на облачко! Сухо будет — полечу! Сыро будет — посижу! Мальчики дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне». Хозяйка луга: Молодцы, знаете такие интересные заклички! А как вы думаете, пчёлка на лугу есть? (Аккуратно берёт в руки пчелу и показывает детям.) Эта пчела называется «медоносная». Как вы думаете, почему её так называют? Дети: Потому что она собирает нектар, сладкий как мёд. Хозяйка луга: Пчёлы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьёте из соломинки сок, так и пчёлки через хоботок сосут нектар с цветов. (Показывает хоботок у пчелы.) Затем несут его в свой домик. Как называется это домик? Дети: Улей. Хозяйка луга: Правильно! Улей — это небольшой домик, который человек делает для пчёл. (Показывает картинку с ульем.) Там живут много пчёлок, они перерабатывают нектар в мёд. Пчёлки закладывают мёд в специальные решёточки —соты. (Показывает соты.) Хозяйка луга:А сейчас давайте поиграем. Физкультминутка: Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. Пчёлка трудится весь день, (Дети стоят в кругу.) И работать ей не лень. (Разводят руки в стороны.) От цветка летит к цветку, (Машут руками.) Клеит на брюшко пыльцу. (Гладят живот.) Хоботком нектар сосёт, (Складывают руки трубочкой и вдыхают воздух.) За день много наберёт, (Разводят руки в стороны.) Унесёт нектар тот в улей (Обхватывают себя руками.) И назад вернётся пулей. (Кружатся вокруг себя.) В сотах утрамбует мёд, (Топают ногами.) Скоро ведь зима придёт, (Разводят руки в стороны.) Будет пчёлкам чем питаться, (Поднимают руки вверх.) Летом надо им стараться. (Грозят пальчиком.) Хозяйка луга:Дети, а вам нравится кушать мёд? Дети: Да. Хозяйка луга:Мёд не только вкусный, но и очень полезный продукт. Давайте не будем мешать пчёлке трудиться. («Отпускает» пчелу на луг.) А какие ещё насекомые есть на лугу? Дети: Бабочки. Хозяйка луга: Конечно, на лугу много красивых разноцветных бабочек. Бабочки бывают разных цветов, большие и маленькие. Давайте одну из них аккуратно возьмём и рассмотрим. Особенно красивы у бабочки крылья! Какого цвета крылышки у бабочки? Дети: Разноцветные. Хозяйка луга: Красивые разноцветные бабочки украшают мой луг. Кажется, что луг покрыт цветами. Но если подойти поближе, цветы оживают и улетают! Хозяйка луга «отпускает» бабочку и предлагает детям поиграть в игру «На полянку шли, насекомых нашли». Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три — движение бабочки покажи... (Имитируют движения бабочки.) Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три — движение кузнечика покажи» ... (Имитируют движения кузнечика.) Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три — движение муравья покажи»... (Имитируют движения муравья.) III Заключительная часть: Хозяйка луга: Сейчас весна, с каждым днём становится всё теплее. Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Давайте аккуратно посадим насекомых в волшебную корзину, я отнесу их на лужайку, где им будет очень хорошо. Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела... Дети, чтобы вы помнили о нашей встрече, я хочу вам сделать небольшие подарочки, это картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите. Звучит музыка. Хозяйка луга прощается с детьми и уходит, взяв корзинку с насекомыми. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.