группа "Лучик", МАДОУ ЦРР - д/с №21 "Надежда", Московская обл., г.Ступино

ООД для родителей «В гости к хозяйке луга» средняя группа

28 апреля [вс]

Открытое занятие для  родителей

«В гости к хозяйке луга»

в средней группе

 

 

 

Подготовила: Бусолаева Е.В.,

воспитатель

первой квалификационной категории

Павлова М.С.,

воспитатель

первой квалификационной категории

 


Цель:

Обобщить представления детей о природе, разнообразии насекомых.

 

Задачи:

- Закрепить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.

- Учить сравнивать разных насекомых, находить общие и отличительные детали в их строении.

- Учить наследовать звуки насекомых (например: жужжание пчелы, стрекотание кузнечика и т.п.).

- Упражнять в умении разгадывать загадки, рассказывать заклички.

- Учить детей анализировать, делать выводы, обобщения, предположения.

- Учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

- Воспитывать потребность в общении с природой, бережное отношение к насекомым.

- Создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом.

 

Словарная работа:

муравейник, улей, соты.

 

Интеграция областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».

 

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы И.Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка», К.Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.; беседы с детьми о насекомых; заучивание закличек; разгадывание загадок о насекомых; дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто что умеет делать», «Собери картинку»; пальчиковые игры, подвижные игры.

 

Материал к ООД:

- картинка с изображением насекомого на каждого ребёнка;

- доска;

- картинки: муравейник, улей, соты;

- стрекоза;

- магнитофон;

- CD запись «Звуки природы»;

- бумажные цветы;

- игрушечные насекомые: кузнечик, божья коровка, пчела, бабочка;

- бумажные божьи коровки;

- корзинка;

- картинки-раскраски с изображением насекомых;

- угощение.

  

Ход ООД:

I Вводная часть:

Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком на столе лежит картинка, перевёрнутая изображением вниз. На картинках изображе­ны насекомые — у каждого ребёнка своё насекомое.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Дети, переверните свои картинки. У кого на кар­тинке изображена бабочка? Принесите её мне.

Ребёнок отдаёт педагогу свою картинку с изображением бабочки, и тот размещает её на доске.

Воспитатель: Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветочком?

Дети: У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похо­жа на цветок. Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:

Хлопотлива и смела

Медоносная...

Дети: Пчела.

Воспитатель: У кого из вас на картинке изображена пчела? Принесите её мне.

Ребёнок приносит картинку с изображением пчелы.

Воспитатель: Какого цвета пчела?

Дети:Туловище пчелы полосатое — с жёлтыми и чёрными полосками.

Воспитатель: А какого цвета крылья?

Дети: Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полёте она расправляет крылья в стороны.

Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может...

Дети:Муравей.

Воспитатель: Принесите мне картинку с изображением муравья. Чем муравей отличается от пчелы?

Педагог обобщает ответы детей: «Муравей чёрного цвета. У него нет крыльев. Муравей очень быстро ползает. Муравьи живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают — строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок».

Воспитатель: А вы знаете, как называется домик муравьёв?

Дети: Домик муравьёв называется «муравейник».

Воспитатель: А как можно назвать одним словом бабочку, пчелу и муравья?

Дети: Бабочка, муравей и пчела — это насекомые.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах, и скажите, как называются изображённые на них насекомые.

Дети по очереди выходят к доске, показывают свои картинки с изображением насекомых и называют их.

Педагог вывешивает на доску картинки с изображением насекомых: комара, осы, кузнечика, стрекозы, божьей коровки, мухи и говорит: Дети, назовите насекомых, у которых есть крылья. Для чего насеко­мым крылья?

Дети: С помощью крыльев насекомые могут летать. Насекомые, у которых нет крыльев, могут быстро ползать или прыгать.

IIОсновная часть:

Воспитатель: Воспитатель показывает детям стрекозу и задаёт вопрос: Кто это?

Дети: Это насекомое называется «стрекоза».

Воспитатель: Давайте её внимательно рассмотрим. Какие крылья у стрекозы?

Дети: У стрекозы тон­кие прозрачные крылья. На крылышках много прожилок. Воспитатель: Стрекоза может очень быстро летать. Даже когда стрекоза отдыхает, её крылыш­ки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы?

Дети: У стрекозы четыре крылышка.

Воспитатель: У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. К груди крепятся шесть ножек. (Сопровождает рассказ пока­зом.) Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На го­лове расположены глаза, усики и рот (челюсти с пилообразными зуба­ми). Стрекоза чаще всего летает около водоёмов.  

Теперь внимательно посмотрите и скажите, что общего есть у всех насекомых? Дети: У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. На го­лове есть глаза, усики и рот.

Воспитатель: Чем насекомые отличаются друг от друга?  

Дети: У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У всех насекомых разные глаза, усы и рот.

Воспитатель: Какие удиви­тельные и разнообразные бывают насекомые!  

Дети, сегодня нас приг­ласила в гости Хозяйка луга. Вы хотите пойти в гости?

Дети: Да.

Звучит музыка. Входит Хозяйка луга, раскладывает на ковре цве­ты и рассаживает на них игрушечных насекомых.

Хозяйка луга: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как много на моём лугу красивых цветов и разных насекомых. Послушайте, какие звуки они издают.

Педагог включает CD запись «Звуки природы».

Хозяйка луга: Все насекомые в природе нужны, каждый делает своё дело. Я предлагаю вам понаблюдать за их жизнью, но так, чтобы не мешать им. Хотите рассмотреть насекомых поближе?

Дети: Да.

Хозяйка луга: Чтобы найти насекомых, нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать ти­хо, чтобы их не распугать. Искать насекомых нужно осторожно, мно­гие из них зелёного цвета и отыскать их в траве трудно.  

Дети, посмот­рите внимательно, есть ли на лугу кузнечики?

Дети находят кузнечика и передают Хозяйке луга. Она аккуратно берёт кузнечика: Почему мы не сразу увидели в траве кузнечика?

Дети: Потому что кузнечик зелёного цвета.

Хозяйка луга: Ко­нечно, он зелёного цвета, словно травинка, и поэтому его не сразу за­метишь в траве. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. (Показывает задние ноги кузне­чика.) У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья?

Дети: Да.

Хозяйка луга: А какие звуки издаёт кузнечик?

Дети: Кузнечик стрекочет.

Хозяйка луга: Как кузнечик стрекочет?

Дети имитируют стрекотание кузнечика. Хозяйка луга аккурат­но «отпускает» кузнечика и спрашивает: Есть ли на лугу божья ко­ровка?

После того как дети покажут божьих коровок, Хозяйка луга акку­ратно берёт в руки божью коровку и предлагает детям внимательно её рассмотреть.

Хозяйка луга: Какого цвета божья коровка?

Дети: Божья коровка красного цвета, с чёрными точками.

Хозяйка луга: У божьей коровки есть крылья?

Дети: Да, у божьей коровки есть крылья.

Хозяйка луга: Одни — жёсткие, красного цвета, а другие — мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твёрдыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесёт удачу.  

Хозяйка луга предлагает детям поочерёдно подержать божью коровку на ладошке.

Воспитатель: Хозяйка луга, наши ребята знают заклички про божью коровку.

Хозяйка луга предлагает детям рассказать заклички. Затем раздаёт девочкам бумажных божьих коровок.

Девочки рассказывают закличку:

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки.

Всем по одной,

А тебе ни одной!

Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».

Хозяйка луга раздает бумажных божьих коровок мальчикам.

Мальчики рассказывают закличку:

Божья коровочка!

Полети на облачко!

Сухо будет — полечу!

Сыро будет — посижу!

Мальчики дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».

Хозяйка луга: Молодцы, знаете такие интересные заклички! А как вы думаете, пчёлка на лугу есть? (Аккуратно берёт в руки пчелу и по­казывает детям.) Эта пчела называется «медоносная». Как вы думаете, почему её так называют?

Дети: Потому что она собирает нектар, сладкий как мёд.

Хозяйка луга: Пчёлы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьёте из соломинки сок, так и пчёлки че­рез хоботок сосут нектар с цветов. (Показывает хоботок у пчелы.) За­тем несут его в свой домик. Как называется это домик?

Дети: Улей.

Хозяйка луга: Правильно! Улей — это небольшой домик, кото­рый человек делает для пчёл. (Показывает картинку с ульем.) Там живут много пчёлок, они перерабатывают нектар в мёд. Пчёлки закладывают мёд в специальные решёточки —соты. (Показывает соты.)

Хозяйка луга:А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка:

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Пчёлка трудится весь день, (Дети стоят в кругу.)

И работать ей не лень. (Разводят руки в стороны.)

От цветка летит к цветку, (Машут руками.)

Клеит на брюшко пыльцу. (Гладят живот.)

Хоботком нектар сосёт, (Складывают руки трубочкой и вдыхают воздух.)

За день много наберёт, (Разводят руки в стороны.)

Унесёт нектар тот в улей (Обхватывают себя руками.)

И назад вернётся пулей. (Кружатся вокруг себя.)

В сотах утрамбует мёд, (Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт, (Разводят руки в стороны.)

Будет пчёлкам чем питаться, (Поднимают руки вверх.)

Летом надо им стараться. (Грозят пальчиком.)

Хозяйка луга:Дети, а вам нравится кушать мёд?

Дети: Да.

Хозяйка луга:Мёд не только вкусный, но и очень полезный продукт. Давайте не будем мешать пчёл­ке трудиться. («Отпускает» пчелу на луг.)  

А какие ещё насекомые есть на лугу?

Дети: Бабочки.

Хозяйка луга: Конечно, на лугу много красивых разноцвет­ных бабочек. Бабочки бывают разных цветов, большие и маленькие. Давайте одну из них аккуратно возьмём и рассмотрим. Особенно кра­сивы у бабочки крылья! Какого цвета крылышки у бабочки?

Дети: Разноцветные.

Хозяйка луга: Красивые разноцветные бабочки украшают мой луг. Кажется, что луг покрыт цве­тами. Но если подойти поближе, цветы оживают и улетают!

Хозяйка луга «отпускает» бабочку и предлагает детям поиграть в игру «На полянку шли, насекомых нашли».

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На по­лянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три — движение бабочки по­кажи... (Имитируют движения бабочки.)

Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три — движе­ние кузнечика покажи» ... (Имитируют движения кузнечика.)

Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три — дви­жение муравья покажи»... (Имитируют движения муравья.)

III Заключительная часть:

Хозяйка луга: Сейчас весна, с каждым днём становится всё теплее. Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Давайте аккуратно посадим насекомых в волшебную корзину, я отнесу их на лужайку, где им будет очень хорошо.  

Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела...

Дети, чтобы вы помнили о нашей встрече, я хочу вам сделать небольшие подарочки, это картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите.

Звучит музыка. Хозяйка луга прощается с детьми и уходит, взяв корзинку с насекомыми.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.