группа "Лучик", МАДОУ ЦРР - д/с №21 "Надежда", Московская обл., г.Ступино
Доклад на Совете педагогов «Познавательное развитие детей»
10 ноября [вс]
Доклад на Совете педагогов «Познавательное развитие детей»
Подготовила: Бусолаева Е.В., воспитатель первой квалификационной категории Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский
Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребёнка. Любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённым познавательным интересом, который помогает ему привыкнуть к новым условиям своей жизни. Постепенно этот познавательный интерес перерастает в познавательную активность – где дети и начинают свой опыт по познанию всего неизвестного. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Образовательная область «Познавательное развитие» тесно взаимосвязана с такими образовательными областями, как: – Социально-коммуникативное развитие; – Речевое развитие; – Художественно-эстетическое развитие; – Физическое развитие. Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя такие разделы, как: – Формирование элементарных математических представлений; – Ознакомление с социальным миром; – Ознакомление с предметным окружением; – Ознакомление с миром природы; – Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Основная цель Познавательного развития – это развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определенызадачи познавательного развития: – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; – формирование познавательных действий, становление сознания; – развитие воображения и творческой активности; – формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); – формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; – формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Вся работа строится на следующих принципах: • принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой; • принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребёнку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу; • принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне; • принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребёнка; • принцип партнёрства связан тесно с реализацией прав ребёнка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей. Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна бытьориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на способы их реализации: – развивающая предметно-пространственная среда; – интегрированные, комплексные занятия; – дидактические игры; – игровые упражнения; – экспериментирование; – наблюдения; – экскурсии. Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи. Несмотря на то, что ребёнок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях: 1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения. Для решения задач данного направления в детском саду можно использовать следующие формы работы: · организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей; · семейные праздники и развлечения; · оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребёнка; · проведение Дня открытых дверей; · совместный труд родителей, детей, воспитателей. 2. Повышение педагогической культуры родителей. С этой целью в детском саду можно провести: · родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей; · консультации, анкетирование, семинары-практикумы, мастер-классы, игровые тренинги, где мамы и папы могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребёнка в процессе специально организованных игр. Таким образом, комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.