группа "Лучик", МАДОУ ЦРР - д/с №21 "Надежда", Московская обл., г.Ступино

Доклад на Совете педагогов «Познавательное развитие детей»

10 ноября [вс]

Доклад на Совете педагогов

«Познавательное развитие детей»

 

 Подготовила: Бусолаева Е.В.,

воспитатель

первой квалификационной категории

 

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

 

Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребёнка. 

Любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённым познавательным интересом, который помогает ему привыкнуть к новым условиям своей жизни. Постепенно этот познавательный интерес перерастает в познавательную активность – где дети и начинают свой опыт по познанию всего неизвестного. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Образовательная область «Познавательное развитие» тесно взаимосвязана с такими образовательными областями, как:

– Социально-коммуникативное развитие;

– Речевое развитие;

– Художественно-эстетическое развитие;

– Физическое развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя такие разделы, как:

– Формирование элементарных математических представлений;

– Ознакомление с социальным миром;

– Ознакомление с предметным окружением;

– Ознакомление с миром природы;

– Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Основная цель Познавательного развития – это развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определенызадачи познавательного развития:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

– формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Вся работа строится на следующих принципах:

принцип интеграции 

позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;

принцип деятельности и интерактивности

предоставляет ребёнку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;

принцип научности 

подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;

принцип природосообразности 

позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребёнка;

принцип партнёрства 

связан тесно с реализацией прав ребёнка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна бытьориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на способы их реализации:

развивающая предметно-пространственная среда;

– интегрированные, комплексные занятия;

– дидактические игры;

– игровые упражнения;

– экспериментирование;

– наблюдения;

– экскурсии.

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у

дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.

Несмотря на то, что ребёнок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:

1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.

Для решения задач данного направления в детском саду можно использовать следующие формы работы:

· организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;

· семейные праздники и развлечения;

· оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребёнка;

· проведение Дня открытых дверей;

· совместный труд родителей, детей, воспитателей.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

С этой целью в детском саду можно провести:

· родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей;

· консультации, анкетирование, семинары-практикумы, мастер-классы, игровые тренинги, где мамы и папы могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребёнка в процессе специально организованных игр.

Таким образом, комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни.

Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.