группа "Лучик", МАДОУ ЦРР - д/с №21 "Надежда", Московская обл., г.Ступино

Доклад на Совете педагогов: «Формирование элементарных математических представлений»

10 ноября [вс]
                                                                Доклад на Совете педагогов:

«Формирование элементарных математических представлений»

 

 

Подготовила: Павлова М.С.,

воспитатель

первой квалификационной категории

 

 

 

Предмет математики так серьёзен,

что надо не упускать случая сделать

его занимательным.

Б.Паскаль

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальность

Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике.

Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике.

Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.

Во ФГОС ДО, на которые ориентированно дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие».

В Образовательной области «Познавательное развитие» одним из пунктов является «Формирование элементарных математических представлений».

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

§ развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

§ развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

§ освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

§ развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);

§ овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

§ развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

§ развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребёнка;

§ развитие активности и инициативности детей;

§ воспитание готовности к обучению в школе: развитее самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

Огромное значение имеет создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом.

Накопление логико-математического опыта (математической осведомлённости) необходимо организовать таким образом, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно.

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение.

Правильно организованная предметно-пространственная среда формирует у детей потребности занимать своё свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

С целью математического развития детей дошкольного возраста целесообразно размещать в группе:

§ игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребёнок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы);

§ учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);

§ оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).

Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико.

При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. 

Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:

§  Социально-коммуникативное развитие;

§  Познавательное развитие;

§  Речевое развитие;

§  Художественно-эстетическое развитие;

§  Физическое развитие.

И встречается во всех видах детской деятельности:

• игровая;

• коммуникативная;

• познавательно-исследовательская;

• восприятие художественной литературы и фольклора;

• самообслуживание и элементарный бытовой труд;

• конструирование из разного материала;

• изобразительная;

• музыкальная

• двигательная.

Нельзя не остановиться на приобщении дошкольников к математике в условиях семьи.

Поэтому целями взаимодействия ДОУ с семьёй являются:

q Сделать ДОУ и семью союзниками в развитии математических представлений.

q Способствовать активному вовлечению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада к развитию познавательного интереса детей.

q Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях.

q Установить партнёрские отношения с семьёй ребёнка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.