группа "Лучик", МАДОУ ЦРР - д/с №21 "Надежда", Московская обл., г.Ступино
Доклад на Совете педагогов: «Формирование элементарных математических представлений»
10 ноября [вс]
Доклад на Совете педагогов:
«Формирование элементарных математических представлений»
Подготовила: Павлова М.С., воспитатель первой квалификационной категории
Предмет математики так серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. Б.Паскаль Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Актуальность Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием. Во ФГОС ДО, на которые ориентированно дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие» одним из пунктов является «Формирование элементарных математических представлений». В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются: § развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); § развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; § освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); § развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация); § овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления; § развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; § развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребёнка; § развитие активности и инициативности детей; § воспитание готовности к обучению в школе: развитее самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки. Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. Огромное значение имеет создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом. Накопление логико-математического опыта (математической осведомлённости) необходимо организовать таким образом, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Правильно организованная предметно-пространственная среда формирует у детей потребности занимать своё свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. С целью математического развития детей дошкольного возраста целесообразно размещать в группе: § игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребёнок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы); § учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги); § оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы). Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области: § Социально-коммуникативное развитие; § Познавательное развитие; § Речевое развитие; § Художественно-эстетическое развитие; § Физическое развитие. И встречается во всех видах детской деятельности: • игровая; • коммуникативная; • познавательно-исследовательская; • восприятие художественной литературы и фольклора; • самообслуживание и элементарный бытовой труд; • конструирование из разного материала; • изобразительная; • музыкальная • двигательная. Нельзя не остановиться на приобщении дошкольников к математике в условиях семьи. Поэтому целями взаимодействия ДОУ с семьёй являются: q Сделать ДОУ и семью союзниками в развитии математических представлений. q Способствовать активному вовлечению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада к развитию познавательного интереса детей. q Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях. q Установить партнёрские отношения с семьёй ребёнка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.